Андрей Деллос о культурных сокровищах Германии
Андрей Деллос 

В этом номере мне хочется рассказать о путешествии как поиске невероятных открытий, которые можно назвать чудом. Причем мой рассказ будет не о «волшебной» Франции или Италии, а в защиту незаслуженно обойденной вниманием Германии, куда иначе как по делам никто и не ездит. Более того, речь пойдет о восточной ее части, «бывшей ГДР», которая у нас вообще по старой памяти «не котируется». Именно на этом примере я и хочу показать, «как много нам открытий чудных» готовят самые неожиданные места, если наша цель – действительно найти такое чудо. 

Так вот, попал я на первую в своей жизни студенческую практику еще в ГДР в 1975 году, но эта часть Германии даже тогда очаровала меня на всю оставшуюся жизнь своей богатейшей историей и изумительными музеями, где скромно, без шумихи и рекламы, покоятся не очень ведомые миру сокровища… Я увлекался искусством уже тогда, и оказаться в музеях Берлина и Дрездена было для меня культурным шоком. Но и сегодня я советую начинать все равно с Берлина. 

Мой первый рассказ – о главном культурном сокровище этого совсем не романтичного города – о Пергамском алтаре. Тогда я провел перед ним в полном потрясении не знаю сколько часов и влюбился в античность и классику на всю жизнь. Да, человечеству повезло дважды – с воскресшими благодаря раскопкам эллинистическим Пергамским алтарем, который уже в III веке до нашей эры стал одним из чудес света, и римскими Помпеями. Гениальная, невероятно рельефная и живая скульптурная композиция с гигантским размахом сцены битвы богов и титанов, то есть сил природы и разума человека, вовлекает тебя в самую гущу боя. Из этих великолепных мраморных тел исходит пронзительный луч живой жизни и космической красоты той цивилизации, который пронзает не разум, а сердце, и мы чувствуем биение той их далекой жизни в своей крови, чувствуем могучие корни нашей европейской культуры… Единственное условие для реализации этого чуда – не бежать, а сесть на скамеечку и провести как минимум полчаса просто в созерцании, в попытке вчувствоваться и  представить себе, что за бурная, богатая и невероятно страстная жизнь кипела в античности. Мой минимум для наслаждения Пергамским алтарем – два часа, и я уверен: этот шедевр может изменить вас и вашу жизнь. Но если вы не захотели потратить время и чувства на постижение чуда, этот «экспонат» так и останется бессмысленным отпечатком в памяти, пускай даже с пометкой «круто!». 

Вы мне скажете: «А как же Рим? Вот уж где античность!». К великому сожалению, Рим предлагает нам в основном третьестепенные римские же копии с божественных эллинистических оригиналов. Так что вот вам ирония судьбы: погибшее почти полностью искусство древних греков вы сможете уловить в столице Германии. Вообще, «тевтонское», германское и уж тем более немецкое искусство у меня, мягко говоря, никакого энтузиазма не вызывают, но если уж ты настоящий путешественник, то ты точно будешь вознагражден за тонны «пустой» породы невероятными золотыми слитками! 

Вторая моя иллюстрация чудесного открытия это Дрезден, Музей Grünes Gewölbe, т. е. «Зеленые своды». Это первая кунсткамера в Европе, а ныне богатейшая кладовая невероятных драгоценных безделушек – за 800 лет саксонские курфюрсты и короли накопили не просто огромную коллекцию диковинок, но сумели превратить их в немыслимые сокровища, оправляя диковинки драгоценными камнями и металлами. Это тяжеловесное изобилие драгметаллов плюс маниакальная тщательная и уму непостижимая сложность обработки производят шок настоящего искусства. Таков был чисто тевтонский ответ на вольный полет итальянского ренессанса – так дрезденская кунсткамера стала галереей уродцев абсолютно немыслимой красоты! Меня этот музей гипнотизирует и околдовывает как ничто другое в мире… Петр Великий также пришел от него в неописуемый восторг, чем мы обязаны появлению его скромной копии в Петербурге…

И напоследок история о постижении немецкой восхитительности через правильную гастрономию – ведь ничто так не отражает культуру страны, как она родимая. Так вот: никогда не ходите в Германии в «хорошие и дорогие» рестораны – этот печальный тотальный феномен я испробовал на себе во всех городах. На русский вопрос: «Что делать?» – есть по-немецки точный и категоричный ответ: «Сосиски и разливное пиво в любой палатке». Еще много лет назад один рафинированный мюнхенский господин русского происхождения все порывался пригласить меня в самые дорогие рестораны «а-ля франсез». На что я, несмотря на проливной дождь, сказал ему: «Послушай бывалого ресторатора – пойдем со мной!» – и увлек его в ближайшую палатку в парке. Вы знаете, я никогда не забуду этого гурмана из Мюнхена, в шляпе, кашемировом пальто и бабочке, промокшего насквозь, который после короткого шока приналег на действительно неподражаемые немецкие сосиски и пиво и уже минут через пять просто выдохнул: «Не может быть, но это по-настоящему восхитительно вкусно!»

Читайте также
Андрей Деллос о метаморфозах современного Востока
Андрей Деллос
Альфа-тим в Патагонии
Чрезвычайный и полномочный посол Мальты в России Пьер Клайв Аджус «Мальта – это совершенно уникальный фьюжн и продукт абсолютно нишевый»
Илона Саркисова-Котелюх feat Евгений и Екатерина Кузины о Дубае
Cофья Капкова о любви, об Израиле и о главных премьерах февраля
Илона Саркисова-Котелюх о самых захватывающих путешествиях Йохана Эрнста Нильсона, его мечтах и планах
Пхукет Кирилла Гусева
Александр Раппопорт о незабываемом Новом годе в деревянном замке